Влияет ли кэш процессора на производительность 1с. Влияние кэш-памяти на производительность компьютера

Первым процессором, который производился с кэшем L2, стал Pentium Pro в 1995 году. У него было 256 или 512 кбайт кэша второго уровня на кристалле, что давало существенное преимущество над обычными процессорами Pentium, чей кэш располагался на материнской плате. С появлением Pentium II в модуле Slot 1 выделенная кэш-память "поселилась" рядом с процессором. Но только у второго поколения Pentium III для Socket 370 кэш-память перешла на кристалл процессора. Так продолжается и по сей день, но есть процессоры с небольшим количеством кэша, а есть с большим. Стоит ли тратить деньги на модель с большим кэшем? В прошлом дополнительная кэш-память не всегда ощутимо влияла на производительность.

Хотя всегда можно найти измеряемые различия между двумя процессорами с разными размерами кэша, для экономии средств вполне можно было покупать процессоры с меньшим кэшем. Но ни один процессор до появления Core 2 Duo не был доступен с тремя разными вариантами кэша.

Pentium 4 в своём первом поколении (Willamette, 180 нм) оснащался 256 кбайт кэша, а в более успешном втором поколении (Northwood, 130 нм) - уже 512 кбайт кэша. В то время дешёвые процессоры Celeron с меньшим кэшем производились на тех же вычислительных ядрах. Celeron относятся к первому поколению продуктов с одной технологической базой для high-end и дешёвых моделей, различающихся только доступным размером кэша и частотами FSB/ядра. Позднее была добавлена и разница в функциях, чтобы заметнее разделить сегменты рынка.

С выпуском 90-нм ядра Prescott объём кэша L2 вырос до 1 Мбайт, и этот процессор стал основой линейки настольных процессоров Intel до появления 2-Мбайт 65-нм Cedar Mill. Intel даже использовала два таких ядра для создания процессоров Pentium D 900 второго поколения. Впрочем, более быстрые тактовые частоты и больший объём кэша даже тогда не значили очень много. Сегодня ситуация изменилась: лучшая производительность Core 2 Duo (Conroe, 65 нм) и меньшее энергопотребление немало обязаны размеру кэша.

AMD весьма сдержанно относилась к увеличению объёма кэша. Скорее всего, это связано с площадью кристалла (бюджетом транзисторов), поскольку количество 65-нм процессоров не может удовлетворить спрос на рынке, а у менее выгодных 90-нм моделей этот вопрос стоит ещё острее. У Intel, с другой стороны, есть преимущество в виде производства всех массовых процессоров по 65-нм техпроцессу, да и ёмкость кэша L2 будет ещё расти. Например, следующее поколение Core 2 на 45-нм ядре Penryn будет оснащаться до 6 Мбайт кэша L2. Можно ли рассматривать это как маркетинговый шаг, или увеличение ёмкости L2 действительно даст прирост производительности? Давайте посмотрим.

Большой кэш L2: маркетинг или рост производительности?

Кэши процессора играют вполне определённую роль: они уменьшают количество обращений к памяти, буферизуя часто используемые данные. Сегодня ёмкость ОЗУ составляет от 512 Мбайт до 4 Гбайт, а объём кэша - от 256 кбайт до 8 Мбайт, в зависимости от модели. Впрочем, даже небольшого объёма кэша в 256 или 512 кбайт достаточно, чтобы обеспечить высокую производительность, которую сегодня воспринимают само собой разумеющейся.

Есть разные способы организации иерархии кэша. В большинстве современных компьютеров установлены процессоры с небольшим кэшем первого уровня (L1, до 128 кбайт), который обычно разделяется на кэш данных и кэш инструкций. Кэш L2 большего размера обычно используется для хранения данных, он является общим для двух процессорных ядер Core 2 Duo, хотя Athlon 64 X2 или Pentium D имеют раздельные кэши на ядро. Кэш L2 может работать эксклюзивно или инклюзивно, то есть он может либо хранить копию содержимого кэша L1, либо нет. AMD вскоре представит процессоры с третьим уровнем кэша, который будет общим для четырёх ядер в процессорах AMD Phenom. То же самое ожидается и для архитектуры Nehalem, которую Intel представит в 2008 году на замену текущим Core 2.

Кэш L1 всегда был в составе процессора, но поначалу кэш L2 устанавливался на материнские платы, как было в случае многих компьютеров 486DX и Pentium. Для кэш-памяти первого уровня использовались простые чипы статической памяти (SRAM, Static RAM). Они вскоре были заменены конвейерным пакетным кэшем (pipelined burst cache) у процессоров Pentium, пока не появилась возможность устанавливать кэш на кристалл. Pentium Pro на 150 - 200 МГц стал первым процессором, содержащим 256 кбайт кэш-памяти L2 на кристалле, побив рекорд по размеру керамической упаковки для настольных ПК и рабочих станций. Pentium III для Socket 370, работающий на частотах от 500 МГц до 1,13 ГГц, стал первым процессором с 256 кбайт кэш-памяти на кристалле L2, что давало преимущество по снижению задержек, поскольку кэш работает на частоте CPU.

Встроенный кэш L2 дал существенный прирост производительности практически в любых приложениях. Увеличение производительности оказалось столь существенным, что появление интегрированного кэша L2 можно назвать самым важным фактором производительности у процессоров x86. Отключение кэша L2 снизит производительность сильнее, чем отключение второго ядра у двуядерного процессора.

Однако кэш-память влияет не только на производительность. Она стала мощным инструментом, позволяющим создавать разные модели процессоров для low-end, массового и high-end сегментов, поскольку производитель может гибко отбирать процессоры по отбраковке и тактовым частотам. Если на кристалле нет дефектов, то можно включить весь кэш L2, да и частоты получаются высокие. Если же желаемых тактовых частот достичь не удастся, то кристалл может стать моделью начального уровня в high-end линейке, например, Core 2 Duo 6000 с 4 Мбайт кэша и низкими частотами. Если дефекты присутствуют в кэше L2, то производитель имеет возможность отключить его часть и создать модель начального уровня с меньшим объёмом кэша, например, Core 2 Duo E4000 с 2 Мбайт кэша L2 или даже Pentium Dual Core всего с 1 Мбайт кэша. Всё это действительно так, но вопрос заключается в следующем: насколько различие в объёме кэша влияет на производительность?

Варианты Core 2 Duo

Intel выпустила на рынок большой ассортимент настольных процессоров. Сегодня ещё можно найти Pentium 4 и Pentium D, но большинство моделей построено на микро-архитектуре Core. Мы не рекомендуем брать процессоры Pentium 4 или Pentium D, хотя их тактовые частоты до 3,8 ГГц могут выглядеть привлекательно. Но любой процессор Core 2 на частоте 2,2 ГГц и выше способен победить даже самые быстрые модели Pentium D (собственно, как и Athlon 64 X2), поскольку Core 2 даёт намного лучшую производительность на такт .

Благодаря меньшим тактовым частотам процессоры Core 2 более эффективны по энергопотреблению. Если топовые модели Pentium D 800 "съедают" до 130 Вт, то лишь Core 2 Extreme с четырьмя ядрами преодолевает порог 100 Вт. Все двуядерные процессоры потребляют не больше 65 Вт. Кроме того, энергопотребление в режиме бездействия процессоров Core 2 Duo ещё ниже, поскольку рабочая частота в режиме бездействия меньше (максимум 1,2 ГГц для Core 2 Duo/Quad против 2,8 ГГц для Pentium D/4). На снижение энергопотребления повлиял улучшенный дизайн транзисторов с уменьшенными токами утечки.

Сегодня доступны модели E и X. Модели E предназначены для массового рынка, а X относятся к классу Extreme Edition. Q обозначает четыре ядра, которые Intel создаёт, размещая два двуядерных кристалла в одной физической упаковке. Процессоры E6000 оснащены 4 Мбайт кэша L2, если их модельный номер выше E6400 или заканчивается на 20 (например, E6320). Модели, заканчивающиеся на 00 (например, E6600) работают с FSB 266 МГц (FSB1066), а модели, заканчивающиеся на 50 (E6750), работают с FSB 333 МГц (FSB1333). Последняя требует чипсета P35 или X38 и даёт чуть более высокую производительность. E4000 работает с FSB 200 МГц (FSB800) и имеет всего 2 Мбайт кэша L2. Версии с 1 Мбайт кэша продаются как Pentium Dual Core E2140, E2160 и E2180 с частотами от 1,6 до 2,0 ГГц. Кроме названия и некоторых функций, которые Intel отключает у дешёвых процессоров, упомянутые модели Pentium Dual Cores идентичны Core 2 Duo.

Характеристики процессоровCore 2 Duo
Номер 65-нм процессора Кэш Тактовая частота FSB Технология виртуализации Технология Trusted Execution
E6850 4 Мбайт L2 3 ГГц 333 МГц X X
E6750 4 Мбайт L2 2,66 ГГц 333 МГц X X
E6700 4 Мбайт L2 2,66 ГГц 266 МГц X
E6600 4 Мбайт L2 2,40 ГГц 266 МГц X
E6550 4 Мбайт L2 2,33 ГГц 333 МГц X X
E6540 4 Мбайт L2 2,33 ГГц 333 МГц X
E6420 4 Мбайт L2 2,13 ГГц 266 МГц X
E6400 2 Мбайт L2 2,13 ГГц 266 МГц X
E6320 4 Мбайт L2 1,86 ГГц 266 МГц X
E6300 2 Мбайт L2 1,86 ГГц 266 МГц X
E4600 2 Мбайт L2 2,40 ГГц 200 МГц
E4500 2 Мбайт L2 2,20 ГГц 200 МГц
E4400 2 Мбайт L2 2 ГГц 200 МГц
E4300 2 Мбайт L2 1,80 ГГц 200 МГц


Платформа
CPU I Intel Pentium Dual Core E2160 (65 нм; 1 800 МГц, 1 Мбайт кэша L2) на частоте 2,4 ГГц (266 МГц x9)
CPU II Intel Core 2 Duo E4400 (65 нм; 2 000 МГц, 2 Мбайт кэша L2) на частоте 2,4 ГГц (266 МГц x9)
CPU III Intel Core 2 Duo X6800 (65 нм; 3 000 МГц, 4 Мбайт кэша L2) на частоте 2,4 ГГц (266 МГц x9)
Материнская плата ASUS Blitz Formula, Rev: 1.0
Чипсет: Intel P35, BIOS 1101
Память Corsair CM2X1024-888C4D, 2x 1024 Мбайт DDR2-800 (CL 4-4-4-12 2T)
Жёсткий диск Western Digital Raptor WD1500ADFD, 150 Гбайт, 10 000 об/мин, кэш 16 Мбайт, SATA/150
DVD-ROM Samsung SH-S183
Видеокарта Zotac GeForce 8800 GTS, GPU: GeForce 8800 GTS (500 МГц), память: 320 Мбайт GDDR3 (1 600 Мгц)
Звуковая карта Встроенная
Блок питания Enermax EG565P-VE, ATX 2.01, 510 Вт
Системное ПО и драйверы
ОС Windows XP Professional 5.10.2600, Service Pack 2
Версия DirectX 9.0c (4.09.0000.0904)
Драйверы платформы Intel Version 8.3.1013
Графический драйвер nVidia Forceware 162.18

Тесты и настройки

3D-игры
Call Of Duty 2 Version: 1.3 Retail
Video Mode: 1280x960
Anti Aliasing: off
Graphics Card: medium
Timedemo demo2
Prey Version: 1.3
Video Mode: 1280x1024
Video Quality: game default
Vsync = off
Benchmark: THG-Demo
Quake 4 Version: 1.2 (Dual-Core Patch)
Video Mode: 1280x1024
Video Quality: high
THG Timedemo waste.map
timedemo demo8.demo 1 (1 = load textures)
Аудио
Lame MP3 Version 3.98 Beta 5
Audio CD "Terminator II SE", 53 min
wave to mp3
160 kbps
Видео
TMPEG 3.0 Express Version: 3.0.4.24 (no Audio)
fist 5 Minutes DVD Terminator 2 SE (704x576) 16:9
Multithreading by rendering
DivX 6.7 Version: 6.6 (4 Logical CPUs)
Profile: High Definition Profile
1-pass, 3000 kbit/s
Encoding mode: Insane Quality
Enhanced multithreading
no Audio
XviD 1.1.3 Version: 1.1.3
Target quantizer: 1.00
Mainconcept H.264 v2 Version 2.1
260 MB MPEG-2 source (1920x1080) 16:9
Codec: H.264
Mode: NTSC
Audio: AAC
Profile: High
Stream: Program
Приложения
WinRAR Version 3.70
(303 MB, 47 Files, 2 Folders)
Compression = Best
Dictionary = 4096 kB
Autodesk 3D Studio Max Version: 8.0
Characters "Dragon_Charater_rig"
rendering HTDV 1920x1080
Cinebench Version: R10
1 CPU, x CPU run
PCMark05 Pro Version: 1.2.0
CPU and Memory Tests
Windows Media Player 10.00.00.3646
Windows Media Encoder 9.00.00.2980




Заключение

Если объём кэш-памяти ограниченно влияет на такие синтетические тесты, как PCMark05, то разница в производительности большинства реальных приложений оказалась весьма существенной. Поначалу это кажется удивительным, поскольку опыт говорит, что именно синтетические тесты дают самую ощутимую разницу в производительности, которая мало отражается на реальных приложениях.

Ответ прост: размер кэша очень важен для современных процессоров с микро-архитектурой Core 2 Duo. Мы использовали 4-Мбайт Core 2 Extreme X6800, 2-Мбайт Core 2 Duo E4400 и Pentium Dual Core E2160, который является процессором Core 2 Duo с кэшем L2 всего 1 Мбайт. Все процессоры работали на одинаковой системной шине 266 МГц и с множителем 9x, чтобы частота составила 2 400 МГц. Единственная разница заключается в размере кэша, поскольку все современные двуядерные процессоры, за исключением старого Pentium D, производятся из одинаковых кристаллов. Чем станет ядро, Core 2 Extreme Edition или Pentium Dual Core, определяется выходом годных кристаллов (дефектами) или спросом рынка.

Если вы сравните результаты 3D-шутеров Prey и Quake 4, являющих типичными игровыми приложениями, разница в производительности между 1 и 4 Мбайт составляет примерно один шаг по частоте. То же самое касается тестов кодирования видео для кодеков DivX 6.6 и XviD 1.1.2, а также архиватора WinRAR 3.7. Однако, такие интенсивно нагружающие CPU приложения, как 3DStudio Max 8, Lame MP3 Encoder или H.264 Encoder V2 от MainConcept не слишком сильно выигрывают от увеличения размера кэша.

Впрочем, подход Intel, а именно, использование всего доступного бюджета транзисторов, который увеличился при переходе с 65-нм техпроцесса на 45-нм, имеет для микро-архитектуры Core 2 Duo определённую значимость. Кэш L2 у этих процессоров работает очень эффективно, особенно, если учесть, что он общий для двух ядер. Поэтому кэш нивелирует влияние разных частот памяти и предотвращает "узкое место" в виде FSB. И делает он это замечательно, поскольку тесты наглядно показывают, что производительность процессора с одним мегабайтом кэш-памяти невысокая.

С этой точки зрения увеличение размера кэша L2 с 4 Мбайт до, максимум, 6 Мбайт у грядущих 45-нм двуядерных процессоров Penryn (линейка Core 2 Duo E8000) имеет смысл. Уменьшение техпроцесса с 65 до 45 нм позволяет Intel увеличить бюджет транзисторов, и благодаря увеличению объёма кэша мы вновь получим рост производительности. Впрочем, Intel получит выгоду из-за разных вариантов процессоров с 6, 4, 2 или даже 1 Мбайт кэша L2. Благодаря нескольким вариантам Intel может использовать большее число кристаллов с пластины, несмотря на наличие случайных дефектов, которые в противном случае приводили бы к попаданию кристалла в мусорную корзину. Большой размер кэша, как видим, важен не только для производительности, но и для прибыли Intel.

Кэш - встроенная в процессор память, в которую записываются наиболее часто используемые данные (команды) оперативной памяти, что существенно ускоряет работу.

Объем кэша L1 (от 8 до 128 Кб)
Объем кэш-памяти первого уровня.
Кэш-память первого уровня - это блок высокоскоростной памяти, расположенный прямо на ядре процессора.
В него копируются данные, извлеченные из оперативной памяти.

Сохранение основных команд позволяет повысить производительность процессора за счет более высокой скорости обработки данных (обработка из кэша быстрее, чем из оперативной памяти).

Емкость кэш-памяти первого уровня невелика и исчисляется килобайтами.
Обычно «старшие» модели процессоров обладают большим объемом кэша L1.
Для многоядерных моделей указывается объем кэш-памяти первого уровня для одного ядра.

Объем кэша L2 (от 128 до 12288 Кб)
Объем кэш-памяти второго уровня.
Кэш-память второго уровня - это блок высокоскоростной памяти, выполняющий те же функции, что и кэш L1 (см. «Объем кэша L1»), однако имеющий более низкую скорость и больший объем.

Если вы выбираете процессор для ресурсоемких задач, то модель с большим объемом кэша L2 будет предпочтительнее.
Для многоядерных процессоров указывается суммарный объем кэш-памяти второго уровня.

Объем кэша L3 (от 0 до 16384 Кб)
Объем кэш-памяти третьего уровня.
Интегрированная кэш-память L3 в сочетании с быстрой системной шиной формирует высокоскоростной канал обмена данными с системной памятью.

Как правило, кэш-памятью третьего уровня комплектуются только CPU для серверных решений или специальные редакции «настольных» процессоров.

Кэш-памятью третьего уровня обладают, например, такие линейки процессоров, как Intel Pentium 4 Extreme Edition, Xeon DP, Itanium 2, Xeon MP и прочие.

Всё больше подробностей появляется в Сети о процессорах Comet Lake-S компании Intel.

Разьем Intel LGA1200 для процессоров ПК

Выход процессоров Intel Core Comet Lake 10-го поколения для настольных ПК и материнских плат на базе чипсетов 400-й серии (Z490, W480, Q470 и H410) ожидается во второй половине 2020 года.

NVIDIA GeForce Experience обновилось до версии 3.20.2

23 декабря 2019 г. компания NVIDIA обновила приложение NVIDIA GeForce Experience (GFE) для Windows до версии 3.20.2.
Обновление исправляет опасную уязвимость CVE-2019-5702.

Возможно Microsoft упростит жизнь пользователям Windows 10

По данным инсайдера WalkingCat компания Microsoft планирует кардинально изменить схему обновлений для своей операционной системы Windows 10.

Речь идет не о наличности, а о кэш -памяти процессоров и не только. Из объема кэш -памяти торгаши сделали очередной коммерческий фетиш, в особенности с кэшем центральных процессоров и жестких дисков (у видеокарт он тоже есть – но до него пока не добрались). Итак, есть процессор ХХХ с кэшем L2 объемом 1Мб, и точно такой же процессор XYZ с кэшем объемом 2Мб. Угадайте какой лучше? Аа – вот не надо так сразу!

Кэш -память – это буфер, куда складывается то, что можно и/или нужно отложить на потом. Процессор выполняет работу и возникают ситуации, когда промежуточные данные нужно где-то сохранить. Ну конечно в кэше! – ведь он на порядки быстрее, чем оперативная память, т.к. он в самом кристалле процессора и обычно работает на той же частоте. А потом, через какое то время, эти данные он выудит обратно и будет снова их обрабатывать. Грубо говоря как сортировщик картошки на конвейере, который каждый раз, когда попадается что-то другое кроме картошки (морковка ) , бросает ее в ящик. А когда тот полон – встает и выносит его в соседнюю комнату. В этот момент конвейер стоит и наблюдается простой. Объем ящика и есть кэш в данной аналогии. И сколько его надо – 1Мб или 12? Понятно, что если его объем мал придется слишком много времени уделят выносу и будет простой, но с какого то объема его дальнейшее увеличение ничего не даст. Ну будет ящик у сортировщика на 1000кг морковки – да у него за всю смену столько ее не будет и от этого он НЕ СТАНЕТ В ДВА РАЗА БЫСТРЕЕ! Есть еще одна тонкость – большой кэш может вызывать увеличение задержек обращения к нему во-первых, а заодно повышается и вероятность возникновения ошибок в нем, например при разгоне – во-вторых. (о том КАК в этом случае определить стабильность/нестабильность процессора и выяснить что ошибка возникает именно в его кэше, протестировать L1 и L2 – можно прочесть тут.) В-третьих – кэш выжирает приличную площадь кристалла и транзисторный бюджет схемы процессора. То же самое касается и кэш памяти жестких дисков. И если архитектура процессора сильная – у него будет востребовано во многих приложениях 1024Кб кэша и более. Если у вас быстрый HDD – 16Мб или даже 32Мб уместны. Но никакие 64Мб кэша не сделают его быстрее, если это обрезок под названием грин версия (Green WD) с частотой оборотов 5900 вместо положеных 7200, пусть даже у последнего будет и 8Мб. Потом процессоры Intel и AMD по-разному используют этот кэш (вообще говоря AMD более эффективно и их процессоры часто комфортно довольствуются меньшими значениями). Вдобавок у Intel кэш общий, а вот у AMD он персональный у каждого ядра. Самый быстрый кэш L1 у процессоров AMD составляет по 64Кб на данные и инструкции, что вдвое больше, чем у Intel. Кэш третьего уровня L3 обычно присутствует у топовых процессоров наподобие AMD Phenom II 1055T X6 Socket AM3 2.8GHz или у конкурента в лице Intel Core i7-980X. Прежде всего большие объемы кэша любят игры. И кэш НЕ любят многие профессиональные приложения (см. Компьютер для рендеринга, видеомонтажа и профприложений). Точнее наиболее требовательные к нему вообще равнодушны. Но чего точно не стоит делать, так это выбирать процессор по объему кэша. Старенький Pentium 4 в последних своих проявлениях имел и по 2Мб кэша при частотах работы далеко за 3ГГц – сравните его производительность с дешевеньким двуядерничком Celeron E1***, работающим на частотах около 2ГГц. Он не оставит от старичка камня на камне. Более актуальный пример – высокочастотный двухъядерник E8600 стоимостью чуть не 200$ (видимо из-за 6Мб кэша) и Athlon II X4-620 2,6ГГц, у которого всего 2Мб. Это не мешает Атлону разделать конкурента под орех.

Как видно на графиках – ни в сложных программах, ни в требовательных к процессору играх никакой кэш не заменит дополнительных ядер. Athlon с 2Мб кэша (красный) легко побеждает Cor2Duo с 6Мб кэша даже при меньшей частота и чуть не вдвое меньшей стоимости. Так же многие забывают, что кэш присутствует в видеокартах, потому что в них, вообще говоря, тоже есть процессоры. Свежий пример видеокарта GTX460, где умудряются не только порезать шину и объем памяти (о чем покупатель догадается) – но и КЭШ шейдеров соответственно с 512Кб до 384Кб (о чем покупатель уже НЕ догадается). А это тоже добавит свой негативный вклад в производительность. Интересно еще будет выяснить зависимость производительности от объема кэша. Исследуем как быстро она растет с увеличением объема кэша на примере одного и того же процессора. Как известно процессоры серии E6*** , E4*** и E2*** отличаются только объемом кэша (по 4, 2 и 1 Мб соответственно). Работая на одинаковой частоте 2400МГц они показывают следующие результаты.

Как видно – результаты не слишком отличаются. Скажу больше – если бы участвовал процессор с объемом 6Мб – результат увеличился бы еще на чуть-чуть, т.к. процессоры достигают насыщения. А вот для моделей с 512Кб падение было бы ощутимым. Другими словами 2Мб даже в играх вполне достаточно. Резюмируя можно сделать такой вывод – кэш это хорошо, когда УЖЕ много всего остального. Наивно и глупо менять скорость оборотов винчестера или количество ядер процессора на объем кэша при равной стоимости, ибо даже самый емкий ящик для сортировки не заменит еще одного сортировщика Но есть и хорошие примеры.. Например Pentium Dual-Core в ранней ревизии по 65-нм процессу имел 1Мб кэша на два ядра (серия E2160 и подобные), а поздняя 45-нм ревизия серии E5200 и дальше имеет уже 2Мб при прочих равных условиях (а главное – ЦЕНЕ). Конечно же стоит выбирать именно последний.

Компьютерные процессоры сделали значительный рывок в развитии за последние несколько лет. Размер транзисторов с каждым годом уменьшается, а производительность растет. При этом закон Мура уже становится неактуальным. Что касается производительности процессоров, то следует учитывать, не только количество транзисторов и частоту, но и объем кэша.

Возможно, вы уже слышали о кэш памяти когда искали информацию о процессорах. Но, обычно, мы не обращаем много внимания на эти цифры, они даже не сильно выделяются в рекламе процессоров. Давайте разберемся на что влияет кэш процессора, какие виды кэша бывают и как все это работает.

Если говорить простыми словами, то кэш процессора это просто очень быстрая память. Как вы уже знаете, у компьютера есть несколько видов памяти. Это постоянная память, которая используется для хранения данных, операционной системы и программ, например, SSD или жесткий диск. Также в компьютере используется оперативная память. Это память со случайным доступом, которая работает намного быстрее, по сравнению с постоянной. И наконец у процессора есть ещё более быстрые блоки памяти, которые вместе называются кэшем.

Если представить память компьютера в виде иерархии по её скорости, кэш будет на вершине этой иерархии. К тому же он ближе всего к вычислительным ядрам, так как является частью процессора.

Кэш память процессора представляет из себя статическую память (SRAM) и предназначен для ускорения работы с ОЗУ. В отличие от динамической оперативной памяти (DRAM), здесь можно хранить данные без постоянного обновления.

Как работает кэш процессора?

Как вы, возможно, уже знаете, программа — это набор инструкций, которые выполняет процессор. Когда вы запускаете программу, компьютеру надо перенести эти инструкции из постоянной памяти в процессору. И здесь вступает в силу иерархия памяти. Сначала данные загружаются в оперативную память, а потом передаются в процессор.

В наши дни процессор может обрабатывать огромное количество инструкций в секунду. Чтобы по максимуму использовать свои возможности, процессору необходима супер быстрая память. Поэтому был разработан кэш.

Контроллер памяти процессора выполняет работу по получению данных из ОЗУ и отправке их в кэш. В зависимости от процессора, используемого в вашей системе, этот контроллер может быть размещен в северном мосту материнской плате или в самом процессоре. Также кэш хранит результаты выполнения инструкций в процессоре. Кроме того, в самом кэше процессора тоже есть своя иерархия.

Уровни кэша процессора — L1, L2 и L3

Веся кэш память процессора разделена на три уровни: L1, L2 и L3. Эта иерархия тоже основана на скорости работы кэша, а также на его объеме.

  • L1 Cache (кэш первого уровня) — это максимально быстрый тип кэша в процессоре. С точки зрения приоритета доступа, этот кэш содержит те данные, которые могут понадобиться программе для выполнения определенной инструкции;
  • L2 Cache (кэш второго уровня процессора) — медленнее, по сравнению L1, но больше по размеру. Его объем может быть от 256 килобайт до восьми мегабайт. Кэш L2 содержит данные, которые, возможно, понадобятся процессору в будущем. В большинстве современных процессоров кэш L1 и L2 присутствуют на самих ядрах процессора, причём каждое ядро получает свой собственный кэш;
  • L3 Cache (кэш третьего уровня) — это самый большой и самый медленный кэш. Его размер может быть в районе от 4 до 50 мегабайт. В современных CPU на кристалле выделяется отдельное место под кэш L3.

На данный момент это все уровни кэша процессора, компания Intel пыталась создать кэш уровня L4, однако, пока эта технология не прижилась.

Для чего нужен кэш в процессоре?

Пришло время ответить на главный вопрос этой статьи, на что влияет кэш процессора? Данные поступают из ОЗУ в кэш L3, затем в L2, а потом в L1. Когда процессору нужны данные для выполнения операции, он пытается их найти в кэше L1 и если находит, то такая ситуация называется попаданием в кэш. В противном случае поиск продолжается в кэше L2 и L3. Если и теперь данные найти не удалось, выполняется запрос к оперативной памяти.

Теперь мы знаем, что кэш разработан для ускорения передачи информации между оперативной памятью и процессором. Время, необходимое для того чтобы получить данные из памяти называется задержкой (Latency). Кэш L1 имеет самую низкую задержку, поэтому он самый быстрый, кэш L3 — самую высокую. Когда данных в кэше нет, мы сталкиваемся с еще более высокой задержкой, так как процессору надо обращаться к памяти.

Раньше, в конструкции процессоров кєши L2 и L3 были были вынесены за пределы процессора, что приводило к высоким задержкам. Однако уменьшение техпроцесса, по которому изготавливаются процессоры позволяет разместить миллиарды транизисторов в пространстве, намного меньшем, чем раньше. Как результат, освободилось место, чтобы разместить кэш как можно ближе к ядрам, что ещё больше уменьшает задержку.

Как кэш влияет на производительность?

Влияние кэша на произвоидтельность компьютера напрямую зависит от его эффективности и количества попаданий в кэш. Ситуации, когда данных в кэше не оказывается очень сильно снижают общую производительность.

Представьте, что процессор загружает данные из кэша L1 100 раз подряд. Если процент попаданий в кэш будет 100%, процессору понадобиться 100 наносекунд чтобы получить эти данные. Однако, как только процент попаданий уменьшится до 99%, процессору нужно будет извлечь данные из кэша L2, а там уже задержка 10 наносекунд. Получится 99 наносекунд на 99 запросов и 10 наносекунд на 1 запрос. Поэтому уменьшение процента попаданий в кэш на 1% снижает производительность процессора 10%.

В реальном времени процент попаданий в кэш находится между 95 и 97%. Но как вы понимаете, разница в производительности между этими показателями не в 2%, а в 14%. Имейте в виду, что в примере, мы предполагаем, что прощенные данные всегда есть в кэше уровня L2, в реальной жизни данные могут быть удалены из кэша, это означает, что их придется получать из оперативной памяти, у которой задержка 80-120 наносекунд. Здесь разница между 95 и 97 процентами ещё более значительная.

Низкая производительность кэша в процессорах AMD Bulldozer и Piledriver была одной из основных причин, почему они проигрывали процессорам Intel. В этих процессорах кэш L1 разделялся между несколькими ядрами, что делало его очень не эффективным. В современных процессорах Ryzen такой проблемы нет.

Можно сделать вывод, чем больше объем кэша, тем выше производительность, поскольку процессор сможет получить в большем количестве случаев нужные ему данные быстрее. Однако, стоит обращать внимание не только на объем кэша процессора, но и на его архитектуру.

Выводы

Теперь вы знаете за что отвечает кэш процессора и как он работает. Дизайн кэша постоянно развивается, а память становится быстрее и дешевле. Компании AMD и Intel уже провели множество экспериментов с кэшем, а в Intel даже пытались использовать кэш уровня L4. Рынок процессоров развивается куда быстрее, чем когда-либо. Архитектура кэша будет идти в ногу с постоянно растущей мощностью процессоров.

Кроме того, многое делается для устранения узких мест, которые есть у современных компьютеров. Уменьшение задержки работы с памятью одна из самых важных частей этой работы. Будущее выглядит очень многообещающе.

Похожие записи.

Оказался у меня на руках процессор i5 2400. И так как у меня есть 2600k, у которого L3 кэш 8mb против 6mb у i5 - захотел сравнить их в играх и приложениях. Время было ограничено, поэтому тестов будет не так много. Но чтобы добавить еще больше информации, я поигрался с памятью и смоделировал три ситуации с i5 2400.

1. Конфиг с самой дешевой материнской платой на чипсете с индексом «H», где отсутствует возможность разгона и частота всех ядер будет 3200MHz. Оперативная память будет работать на частоте 1333MHz при таймингах 9:9:9:27

2. Конфиг с материнской платой на чипсете с индексами «P» и «Z» у которых есть возможность поднять множитель процессоров с поддержкой турбобуста на четыре пункта. В моем случае с процессором i5 2400 множитель с 32 можно поднять до 36, тем самым получив частоту в 3600MHz. Разогнав еще и шину, я получил 3800MHz, что на 600MHz больше чем в первом конфиге. Оперативная память в данном случае будет работать на частоте 2252MHz при таймингах 9:9:9:27

3. Конфиг точно такой же как и второй, но с частотой оперативной памяти в 1689MHz на таймингах 9:9:9:27

4. Конфиг с процессором 2600k на частоте 3,80GHz, отключенным HT и оперативной памятью 2252MHz с таймингами 9:9:9:27.

Тестовые комплектующие:
Intel Core i7 2600K
Intel Core i5 2400
Материнская плата: ASUS P8Z77-V Deluxe
Оперативная память: 16GB DDR3 CRUCIAL Ballistix Elite
Видеокарта: GTX 780 Ti 1279|7800 Драйвера: 381.89
Блок питания: APS-850C 850W
Операционная система: Windows 8.1 x64 чистая (35 процессов после запуска системы)

i5 2400 3200MHz DDR3 1333MHz

i5 2400 3800MHz DDR3 1689MHz

i5 2400 3800MHz DDR3 2252MHz

i7 2600k 3800MHz 2252MHz

NVIDIA GTX 780 Ti 1279|7800

Результаты тестирования:

3DMark 2013 CPU Score




Прирост как от кэша так и от оперативной памяти минимальный.

_________________________________________________________________________________________________

Cinebench R15




В Cinebench R15 наблюдаем аналогичную картину.

_________________________________________________________________________________________________

LinX 0.6.5 Объем задачи: 25000




В LinX также прирост дает только разгон процессора

_________________________________________________________________________________________________

x264 FHD Benchmark




И снова прирост на уровне погрешности.

_________________________________________________________________________________________________

Winrar v4.20



И вот наконец получаем прирост от кэша порядка 6% и от памяти около 15%

_________________________________________________________________________________________________

Battlefield 1 SinglePlayer


Разрешение: 1280x720
Шкала разрешения: 100%
Качество текстур: низ. / сред. / выс. / ультра
Фильтрация текстур: низ. / сред. / выс. / ультра
Качество освещения: низ. / сред. / выс. / ультра
Качество эффектов: низ. / сред. / выс. / ультра
Качество постобработки: низ. / сред. / выс. / ультра
Качество сетки: низ. / сред. / выс. / ультра
Качество ландшафта: низ. / сред. / выс. / ультра
Качество травы: низ. / сред. / выс. / ультра
Качество сглаживания: нет / FXAA (среднее) / FXAA (высокое) / TAA
Объемный свет: нет / SSAO / HBAO


Небольшой прирост от L3 кэша есть.

_________________________________________________________________________________________________

Crysis 3 Добро пожаловать в джунгли


Разрешение: 1280x720
Сглаживание: откл.
Разрешение текстур: низк. / средн. / высок. / макс.
Эффекты: низк. / средн. / высок. / макс.
Объект: низк. / средн. / высок. / макс.
Частицы: низк. / средн. / высок. / макс.
Постобработка: низк. / средн. / высок. / макс.
Затенение: низк. / средн. / высок. / макс.
Тени: низк. / средн. / высок. / макс.
Вода: низк. / средн. / высок. / макс.
Анизотропный фильтр: 1x / 2x / 4x / 8x / 16x
Степень размытости: откл
Блики: да / нет


Одна из самых требовательных к процессору сцен в игре. Прирост только от частоты процессора. Загрузка 780Ti в этой сцене даже на i7 не превысила 50%

_________________________________________________________________________________________________

Grand Theft Auto V Встроенный бенчмарк (Последняя сцена)


Разрешение: 1280x720
Версия DirectX: 11
Сглаживание FXAA: выкл / вкл
Сглаживание MSAA: выкл / x2 / x4 / x8
Населенность города: max
Разновидность населения: max
Фокусировочная шкала: max
Качество текстур: стандарт / высокое / оч.высокое
Качество шейдеров: стандарт / высокое / оч.высокое
Качество теней: стандарт / высокое / оч.высокое
Качество отражений: высшая степень
MSAA для отражений: выкл / x2 / x4 / x8
Качество воды: стандарт / высокое / оч.высокое
Качество частиц: стандарт / высокое / оч.высокое
Качество травы: стандарт / высокое / оч.высокое / высшая степень
Мягкие тени: резко / мягко / мягче / макс.мягко / AMD CHS / NVIDIA PCSS
Настройка спецэффектов: стандарт / высокая / оч.высокая / высшая степень
Степень размытия при движении: min
Эффект глубины резкости: выкл / вкл
Анизотропная фильтрация: x16
Затенение AO: выкл / стандарт / высокое
Тесселяция: выкл / стандарт / высокая / оч.высокая

Дополнительные настройки:
Длинные тени: выкл / вкл
Тени высокого разрешения: выкл / вкл
Подгрузка более детализированных текстур во время полета: выкл / вкл
Увеличение расстояния подгрузки более детализированных объектов: max
Длина теней: max


В этой игре определенно есть прирост и от памяти и от кэша. Очень хороший прирост i5 2400 3,80GHz относительно стока 3,20GHz.

_________________________________________________________________________________________________

Mass Effect Andromeda


Разрешение: 1280x720
Сглаживание: откл.
Зернистость: выкл / вкл
Хроматические аберрации: выкл / вкл
Качество текстур: ультра
Рассеянное затенение: выкл / SSAO / HBAO / полное HBAO
Качество постобработки: низкое / среднее / высокое / ультра
Качество текстур: низкое / среднее / высокое / ультра
Качество освещения: низкое / среднее / высокое / ультра
Качество теней: низкое / среднее / высокое / ультра
Качество эффектов: низкое / среднее / высокое / ультра
Качество моделей: низкое / среднее / высокое / ультра
Качество шейдеров: низкое / высокое
Качество ландшафта: низкое / среднее / высокое / ультра
Качество растений: низкое / среднее / высокое / ультра


В этой сцене ни один не раскрыл полностью 780Ti.
_________________________________________________________________________________________________

World Of Tanks 0.9.18
Карта: Перевал

Сглаживание: отк / вкл
Графика: стандартная / улучшенная
Качество текстур: низко / средне / высоко / максимум
Качество освещения: максимум
Качество теней: выключено / средне / высоко / максимум
Трава в снайперском режиме: выкл / вкл
Качество доп. эффектов: выключено / низко / средне / высоко / максимум
Доп.эффекты в снайперском режиме: высоко
Количество растительности: выключено / низко / средне / высоко / максимум
Постобработка: выключено / низко / средне / высоко / максимум
Эффекты из-под гусениц: выкл / вкл
Качество ландшафта: минимум / низко / средне / высоко / максимум
Качество воды: низко / средне / высоко / максимум
Качество декалей: выключено / низко / средне / высоко / максимум
Детализация объектов: низко / средне / высоко / максимум
Детализация деревьев: низко / средне / высоко / максимум
Дальность прорисовки: низко / средне / высоко / максимум
Качество размытия в движении: выключено / низко / средне / высоко
Д инамическое изменение качества эффектов: выкл / вкл
Следы гусениц: выкл / вкл

Вывод: Некоторые обзорщики с Youtube просто отключают HT, делая из I7 «искусственный» i5, но с большим кэшом... и говорят что разницы нет. Но все же в некоторых играх дополнительный кэш дает прирост.

И в целом разгон стокового i5 2400 дает очень сильный прирост, но тогда придется потратится на материнскую плату.